Трюкачество: как обманывают в рекламе новостроек

Разбираемся, что в рекламе новостроек правда, а что — обман

Квартиры по бросовой цене, красочные картинки, на которых ЖК изображён в окружении парков, и остальные уловки, которые используются в рекламе новостроек. О том, как не попасться на удочку маркетологов, читайте на N1.RU.

Трюкачество: как обманывают в рекламе новостроек

Несмотря на то, что рекламу объектов строительства регулирует не только закон «О рекламе», но и закон о долевом строительстве, а также об ипотеке, и даже Федеральная антимонопольная служба, иногда встречаются описания, которые могут сбить с толку покупателей квартиры. 


«Реклама не может напрямую обманывать потребителя, поэтому она должна проходить несколько этапов юридических проверок: сначала в юридической службе застройщика, а потом в агентствах или СМИ либо на других ресурсах, в которых будет размещаться реклама. Ведь по закону они тоже понесут наказание, если опубликуют недостоверную информацию. Но высокая конкуренция среди застройщиков вынуждает сражаться за покупателя не только качеством своих проектов, но и и рекламными кампаниями», — объясняет юрист Валентин Агапов.


Минимальная стоимость


Наиболее распространённый «трюк» — очень низкая стоимость квартиры, когда указана формулировка «Цена от…». Скорее всего, она действительно самая минимальная во всём ассортименте ЖК, вот только это единственное жильё в доме или таких квартир совсем немного. Например, самая маленькая студия без балкона на первом этаже.

Трюкачество: как обманывают в рекламе новостроек

«При этом по факту она может находиться в брони, и при обращении клиенту будет предложен какой-то другой вариант. Поэтому, когда покупатель увидел интересную цену, необходимо проверить все характеристики указанного в рекламе объекта: метраж, этажность — и оценить, насколько эти параметры ему подходят», — говорит Татьяна Гулина, руководитель направления по работе с застройщиками федеральной риелторской компании «Этажи».


Неполная информация


В рекламе может быть указана не вся информация по банковским ставкам, программам субсидирования ипотеки. Например, некоторыми фактически смогут воспользоваться только покупатели строго оговорённой категории или статуса: зарплатные проекты, семьи определённого состава и так далее.


«Многие характеристики объекта, заявленные в рекламе, могут не указываться в договоре долевого участия. Поэтому требовать их наличия после сдачи дома будет невозможно. Например, закрытый двор, определённое оформление мест общего пользования, видеонаблюдение или видеодомофон. Поэтому важно изучить реализованные объекты застройщика и почитать о них отзывы новосёлов», — объясняет Татьяна Гулина.

Трюкачество: как обманывают в рекламе новостроек

Также в рекламе может быть отражена неактуальная информация. Чаще всего это обусловлено техническими сбоями, когда застройщик не обновил информацию о ходе строительства. Намного реже это реклама несуществующего объекта.


Неверный срок сдачи


«В рекламе обычно указан срок сдачи дома, то есть срок ввода дома в эксплуатацию. При этом юридическая ответственность за нарушение срока передачи объекта — передачи ключей жильцам и подписания акта приёма-передачи — возможна только по срокам, указанным в договоре долевого участия. Таким образом, между сдачей дома в эксплуатацию и фактической передачей квартиры жильцам может быть разница в один-два квартала, причём на законном основании», — говорит Татьяна Гулина.


Поэтому стоит уточнять у представителей застройщика реальные сроки и проконтролировать их указание в ДДУ. Отдельно должно быть прописано, когда дом вводится в эксплуатацию и когда покупателю передаются ключи от квартиры. И опять же нужно изучить, насколько данный застройщик добросовестно соблюдал сроки по прошлым объектам.


Красивые картинки


«Когда выбираешь квартиру в ещё только строящихся домах, трудно понять, что получится в итоге. Во-первых, на рисунках все дома похожи, во-вторых, картинки слишком красочные, оторванные от реальности. Например, дом утопает в зелени (где вы такое видели в Новосибирске, не считая Академгородка?), и тебе эта сочная, зелёная картинка нравится, а по факту получается всё более уныло и серо, пустырь или асфальтированная площадка без деревьев», — говорит Владимир Казанцев, житель Новосибирска, который недавно стал обладателем новой квартиры.

Трюкачество: как обманывают в рекламе новостроек

Специалисты отмечают: важно помнить, что изображения ещё не существующих объектов формируют общее представление о самом будущем ЖК, но могут не отражать истинную инфраструктуру и его окружение. К примеру, на картинках вместо реальных железнодорожных путей рисуют зелёный лес. Шумная и пыльная промзона изображается нейтральными серыми кубами. Или окружающие строения по этажности могут быть представлены ниже, чем они есть в реальности.


Цель рендера — показать само здание, только вид строящегося ЖК, так что обмана в этом нет, но важно всесторонне изучить объект, в том числе его расположение. Выехать самостоятельно на стройку на этапе котлована, осмотреть место застройки и ближайшие к нему здания и объекты. Обязательно запросите у застройщика генплан, чтобы понять дальнейшую застройку комплекса и расположение домов и других зданий. Если вы находитесь в другом городе или просто сложно попасть на площадку — можно посмотреть панорамы на картах Google с реальным расположением объекта.


Кликнул, и всё сломалось


«Иногда информация по одному объекту дублируется несколькими источниками: на одну квартиру подаётся несколько объявлений от застройщика и разных агентств недвижимости. Что, безусловно, вводит людей в заблуждение. Или объявления могут содержать привлекательную цену, которой в природе не существует, а когда человек переходит по ссылке в объявлении, ему пытаются продать другой объект, подороже», — говорит Олег Нагорный, руководитель группы отдела продаж одного из офисов агентства недвижимости «Жилфонд».


Компания размещает рекламные баннеры на различных интернет-ресурсах чтобы привлечь клиентов. А человек, рассчитывая попасть на сайт застройщика, переходит на другой сайт, и в этом случае происходит подмена источника информации.


Чтобы не попадаться «на удочку», нужно обращаться к проверенным источникам — тщательно смотреть, куда переходишь по ссылке. Если необходимо получить большой выбор квартир в новостройках с актуальными ценами, зайдите на крупный сайт для поиска жилья или в зарекомендовавшее себя на рынке агентство недвижимости. Также пообщайтесь с людьми, которые уже купили квартиры в интересующем вас доме. Обычно владельцы объединяются в группы в социальных сетях, чтобы решать актуальные вопросы.

Дарина Муханова
Фото: N1.RU, depositphotos.com